Рейтинг фильма по версии киноманов Kinoshka.com.ua:
Полное описание сюжета фильма: В фильме «Солнцестояние / Мидсоммар» захватывающее путешествие выбирает американская пара, пожелавшая провести отпуск вдали от шумных мегаполисов и наскучивших пейзажей. Смена обстановки кажется идеальным спасением от тоски, связанной с преждевременным уходом близкого человека, потому туристы пытаются полностью погрузиться в празднование знаменательного дня солнцестояния. Летний праздник внезапно становится холодным и отталкивающим, когда гости понимают, что им предстоит пережить. Хозяева, помешанные на языческих ритуалах, собираются пожертвовать чужаками, чтобы вернуть себе расположение древних божеств.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.011 (9668)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.50 (40 160)
Разделы: Фильм, Драма, Триллер, Ужасы
Год выхода: 2019
Название фильма: Солнцестояние
Иностранное название ленты: Midsommar
Режиссеры: Ари Астер
Актерский состав: Изабель Грилл, Гуннель Фред, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер, Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Арчи Мадекве, Хенрик Норлен, Эллора Торчия
Продолжительность фильма: 147 мин. / 02:27
Производство: США, Венгрия, Швеция
Роли дублировали: Станислав Тикунов, Варвара Чабан, Филипп Лебедев, Диомид Виноградов, Александр Хошабаев
Сценарий: Ари Астер
Продюсер: Тайлер Кампеллоне, Ларс Кнудсен, Патрик Андерссон
Оператор: Павел Погоржельский
Композитор: The Haxan Cloak
Художник: Ричард Т. Олсон, Чаба Лоди, Хенрик Свенссон
Монтаж: Люсиан Джонстон
Слоган: «Вековая тьма пробудится»
Сборы в России: $850 080
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 24 июня 2019
Премьера в России: 18 июля 2019, «Вольга»
Солнцестояние - хорроров достояние! ------ Я тесно связана со Швецией, бывала в стране много раз: чем дальше, тем интереснее. Поэтому этот фильм ждала долго - и не зря. Это скорее триллер, чем ужастик: в сюжете практически нет ничего сверхъестественного (я так и не увидела сцен летания, как в трейлере). Есть психология, и яркие акценты слешера.
С самого начала смотреть интересно, потому что нас завлекают в конфликт отношений. Фильм начинается с совершенно другой трагедии - девушка Дэни теряет семью из-за действий сумасшедшей сестры. Кристиан собирается бросить Дэни, потому что вынужден быть ее нянькой и получает от нее слишком мало позитива, и много контроля. Мы с нетерпением ждем, сможет ли он высказать ей все.
Действие переносит нас в Швецию (но Швецию нам не покажут, а только маленький клочок земли, странную коммуну. (Кстати, коммуной в Швеции называется любой муниципалитет, поэтому любой швед может сказать, что он из коммуны, как это сделал Пелле). Казалось бы, из нескольких деревянных домиков не создать колорита, но фильму не занимать атмосферы. Пусть здесь нет традиционных красных шведских домиков и скандинавского дизайна, зато вот росписи на стенах нарисованы в аутентичной манере шведской старины, будто из народного музея.
А еще эту атмосферу создают люди - реальные шведы, как и персонажи фильма, так же неизменно вежливы и корректны, улыбчивы и приветливы, боятся неудобных ситуаций.
Некоторое время герои смотрят, как аборигены обнимаются в цветах и поют песни, что резко контрастирует с недоверчивым и депрессивным настроем Дэни. Но потом начинают твориться зловещие вещи - самоубийства стариков, странные исчезновения чужаков, настойчивые бесстыдные ритуалы, странные снадобья... В конце уже и ежу понятно, что невежественных американцев ничего хорошего не ждет.
То, что шокирует, это сильно акцентированные моменты расчлененки. Я точно не стану пересматривать второй раз такие фрагменты - ну его! Подчеркнутые, не щадящие ваших глаз сцены добивания молотком людей... их останков, которые неведомо как сделаны реалистичными... Также большинство зрителей пишут «бред», потому что в кино есть откровенные, странные и неудобные сцены - публичное совокупление Кристиана с местной девушкой при «активной поддержке» местных.
Из истинно шведских вещей я отмечу здесь: менталитет сектантов, собственно сам праздник Мидсоммар, камни с рунами, «кровавый орел» - страшная казнь, которая есть в Викингах, росписи на стенах. Собственно, праздник Мидсоммар - серидины лета, это что то из разряда нашего Ивана Купалы, и празднуется шведами очень тщательно: обязвательно они выбираются в поле, ставят этот самый крест, делают венки, водят хороводы. Но ничего страшного, кроме пьянок, там разумеется произойти не может.
Несмотря на страшные сцены и огромный хронометраж, фильм просмотрен на одном дыхании. Интрига сохраняется, эмоции переживаются, как свои, все отлично объяснено, контраст дружелюбия и кровожадных ритуалов - отличный. Единственное, чего не хватило, это развития второстепенных персонажей.
Фильм очень качественный - это 100%. ------ Средь бела дня ------ Все самое пугающее всегда происходит в темноте - таков привычный приём любого хоррора.
Ари Астер второй раз деконструирует наши хоррор-привычки в своем фильме «Солнцестояние», который вышел в июле этого года.
В первой своей картине «Реинкарнация» он возвел ужас в разряд бытовухи - что невозможно напрягает, учитывая, что бытовуха - то, в чём мы находим спокойствие и рутинную повторяемость, избавляющую нас от навязчивого страха спустить ноги с кровати. Во второй же - перевел ужасы из тени на свет, сияющий, теплый, уютный - тот, который, казалось бы, должен просто убивать на корню ужас и печаль. Итак, «Солнцестояние».
Этот фильм нельзя назвать «очередным» хоррором, так как в некотором роде Астер выступает новатором. Начнем с хронометража: 2 часа и 27 минут. Вы когда последний раз добровольно готовы были смотреть двухчасовой - не драму, не байопик, не фильм о войне - просто хоррор?
Ну ладно, во-вторых, это совсем не «просто хоррор»: фильм практически напрочь лишён всей атрибутики своего жанра. Представьте: всё действие происходит на природе - и нет там, казалось бы, абсолютно естественных для такой локации вещей: болота, леса, пещер, гротов... Нет там и острых предметов, темноты, подвалов, страшных заброшенных зданий или ужасных выгребных ям. Все мило, приятно - перед нами практически идеально-медитативное поселение и такие же люди. В белом.
Компания друзей приезжает в отдаленное шведское поселение Хельсингланд, куда их позвал вовлечённый в локальную этническую культуру Пелле. Все это происходит спустя некоторое время после трагедии в семье Дэни - девушки Кристиана, который планировал поездку без нее. Более того, отношения в паре были не самыми радужными и, вероятно, их сплотило именно произошедшее с Дэни. Ну что ж, друзьям - Пелле, Джошу и Марку приходится мириться с пополнением их сугубо мужской компании. А Дэни в это время пытается отвлечься от печальных мыслей. Они прилетели в солнечную стану, где в это время года солнце не садится, люди постоянно улыбаются, а день не заканчивается (или ночь?). Кажется, именно здесь можно прийти в чувство, найти свой дзен и выдохнуть суету шумных Штатов хотя бы ненадолго.
В поселении компанию друзей очень приветливо встречают местные жители - народ Харга. Конечно, быт очень специфичен - но разве не это нужно для небольшой перезагрузки? Тут своя еда, свои напитки, свои развлечения. Но главное - здесь все готовятся к празднику Солнцестояния, отмечаемого по обычаю раз в 90 лет.
Каждый из компании приехал сюда со своей целью: Пелле возвращается в родное пристанище, Джош планирует писать диплом о местных традициях, Марк хочет развлечься, Дэни - ну тут и так всё понятно, а вот Кристиан... Его планы на эту специфическую поездку вообще не очевидны: он не определился с темой диплома, в отличие от Джоша, а на развлечения в стиле Марка он не претендует - ведь у него есть девушка. Поначалу даже кажется, что в этой поездке он больше думает о Дэни - о её состоянии, её желаниях и том, чего она хочет. Однако бесконечно светящее солнце всё ставит на свои места.
Сам праздник занимает несколько дней - и ребята участвуют во всех обрядах и народных мероприятиях: кто-то нехотя, а кто-то с любопытством. Похоже, максимальный дискомфорт испытывает Дэни. Однако и она в какой-то момент втягивается в происходящее: когда привычные для неё вещи вдруг начинают менять форму, когда она понимает, что в новом месте её принимают такой, какая она есть. То ли дело в солнце, то ли дело в Дэни. Порой даже кажется, что мы видим сон девушки, фантазию, трип - а вовсе не реальные события. Постепенно каждый из персонажей раскрывает свои характерные особенности, и тогда - опять же, через реакцию Дэни - мы строим своё отношение к тому или иному их поступку или событию, происходящему с ними. И чем дальше - тем меньше происходящее соответствует изначальному нашему представлению о солнечном летнем празднике посреди полей, цветов и дружелюбных людей в белом.
Атмосфера фильма с самого начала не кажется приятной и располагающей. Напряжение, так диссонирующее с летним беззаботным времяпрепровождением, сквозит в каждом кадре, из-за чего совсем уж неуютно наблюдать за героями в бессменном освещении. Кажется, будто вот-вот что-то произойдет. Хотя нет - всё по-прежнему в порядке. События скорее разворачиваются внутри каждого из героев: их характеры преломляются, их отношение к происходящему меняется, они иначе смотрят на самих себя и на окружающих. А странные или страшные вещи происходят при ярком дневном свете, ослепляющем и томящем, высветляющем абсолютно любой тёмный угол, бросающем лучи на каждую кочку.
Астер использует несколько приёмов, чтобы нагнать жути. Во-первых, это этническое поселение со своими легендами, тайнами, языком, едой, обычаями, развлечениями, ритуалами. Они непривычны от и до - настолько, что не знаешь, ждать плохого, хорошего или вообще ничего не ждать. Вдобавок, древние народы и их праздники всегда будоражат воображение: язычество считается дикарством как раз потому, что многие вещи из такого рода религий нам абсолютно непонятны - недоступны даже на базовом корневом уровне. Во-вторых, перемены в человеке бывают гораздо страшнее вдруг зашевелившейся в ночи тени. Стабильность - то, за что в первую очередь цепляешься в поисках успокоения. А если то, что изначально было стабильным, теперь вдруг претерпевает изменения - самые неожиданные? Пугает ещё как.
Астер исследует природу взаимоотношений на грани расставания. Точнее, он берётся за изображение не самых крепких отношений и, погружая их в довольно специфическую среду, рассматривает вблизи. То, каким мы видим Кристиана - это реакция Дэни на него. Нам кажется, что он меняется - это значит, что Дэни либо видит в нем изменения, либо сама меняет отношение к нему. И то, что происходит в поселении, частично отражает трансформацию отношений пары.
Режиссёр пристально наблюдает за трансформацией девушки, прежде беспомощной, хрупкой, зависимой от отношений. Это вторая линия фильма, раскрывающая путь принятия потери - избавления от боли. Правда, такую трансформацию себе сложно представить - и тогда мы вновь возвращаемся к тому, что пугает более прочего: стабильность, перекраиваемая личностными изменениями.
Витоге получается мрачная сказка - легенда XXI век - о том, как найти или потерять себя, попав в абсолютно непривычные условия. Это в какой-то мере и испытание: ночь - как облегчение, переключение, отдых - не наступает, нет границы между «вчера» и «завтра», не существует, получается, и самого «сегодня». На это наслаиваются чужие и порой пугающие традиции и обряды, напряжение и дискомфорт от пребывания посреди до смерти жизнерадостного «нигде», а также - удалённость от родного дома, который, кажется, перестал существовать, когда солнце остановилось. ------ Солцнестояние: Как нужно смешивать жанры ------ Была тьма. Затем Бог включил свет (Бытие 1:3)
Вообще в библии по-другому немного, но кто здесь автор? А?
Именно так выглядит открывающая сцена, именно такой контраст держит весь фильм. Все начинается с темноты. Темнота везде: в свете камеры, в цветах декораций, в людях. Двое влюбленных, которые таковыми уже год не являются. Кристиан (Джек Рейнор) хочет расстаться со своей девушкой Дэни (Флоренс Пью). Чувств больше нет, голова вечно болит, да и в довесок у сестры героини биполярное расстройство. Кто уживется в такой бытовухе? По иронии, в последний момент от решения оставить все в прошлом Кристиана останавливает трагедия в семье. Теперь их связывает тьма - последний бастион их отношений.
Казалось бы, а мы точно смотрим хоррор? Больше похоже на личностную драмму. Что же я смотрю? Этот вопрос зритель будет задавать себе постоянно. Если как-то и можно описать жанровую принадлежность, я бы это назвал психоделическим ком-хоррором (с элементами эротики в стиле этнос). Но не спешите делать поспешных выводов, дайте фильму шанс. Каким бы он не казался провокационным и эпатажным, он остается до невероятности логичным.
Включился свет
Волею судьбы или волею злых намерений, наши герои оказываются в общине. Изначально, из академического интереса: одногруппникам необходимо написать диссертацию по антропологии. Первое впечатление, как обычно, обманчиво. Милые, но чудаковатые «свидетели Солнца» кажутся гостеприимными, добрыми и даже опрятными. Каждый сектант буквально сияет в белых хлопках и такая мелочь на подсознательном уровне располагает к себе. Казалось бы.
Ари Астер сильно не церемонится с тем, чтобы водить зрителя за нос и буквально через 15 минут вскрывает подноготную общины, также резко, как отрывают пластырь. Герои становятся свидетелями ужасного обряда жертвоприношения, которое «милые сектанты» оправдывают вековыми традициями.
И знаете, герои это принимают. Ведь какие-нибудь полинезийские аборигены были бы в бешенстве, узнав, что где-то в мире осуждается инцест. Без иронии, это выглядит очень логично. Шок, немного местных наркотиков и ты просто говоришь себе: «Да, это дико, но в чужой монастырь со своим уставом...». Это все равно, что посмотреть эротическое шоу в Тайланде (поверьте, я знаю, о чем говорю).
К слову об эротике
Как и в предыдущей работе Ари Астера и в его коротких метрах, половым признакам уделяется особое внимание. Это скорее часть сценарного нарратива - способ показать естественность, первобытность явлений и процессов. Даже не искушенный зритель, увидев после сцен с истязаниями обнаженный член, скорее скажет: «Ну и животные! И те, кто это снял». И будет прав. Потому что нарратив так и работает. Эротика здесь не возбуждает, она отталкивает, является инструментом хоррора. И это великолепно!
Естественно, дальше события развиваются в худшую сторону. Здесь не без клише. Студентики под разным предлогом сценаристов умирают. Местами пропадают без объяснения причин, изящно появляясь в конце, местами получают вместе со зрителем прямо в лоб. В конечном итоге остаются двое тех самых «влюбленных». Личный конфликт которых «поможет» решить община.
Можно сказать, что стержнем фильма являются как раз отношения героев, а все остальные элементы вроде насилия, неуместной и абсурдной комедии, эротики - это куски мяса на вертеле.
Итого
Я рекомендую этот фильм всем, кто любит хоррор и при этом открыт для нового опыта. Тем, кто готов смотреть дальше устоявшихся в жанре парадигм. Кого не смущает абсурд и смех постельных сцен. Кому понравилась Реинкарнация, но хотелось больше логики. Фильм уникален в своем визуальном исполнении и бесподобен в способности дарить настолько разные эмоции.
Бонус
Идет медведь по лесу, видит - секта. Вступил в нее и сгорел. ------ Самый дружелюбный культ смерти ------ Ари Астер, режиссер «Реинкарнации», охарактеризовал свой бренд кинопроизводства как «экзистенциальный хоррор». Безусловно, это совершенно непривычный жанр для посетителей мультиплексов, предпочитающих незатейливые хорроры, но что-то в этом есть. Многообещающий психологический ужас, конечно, многие брезгливо готовы обозвать творчеством для хипстеров, хотя «Солнцестояние» бесконечно далек от этого - в сюжете без сомнения узнаются черты субжанра о «нехорошем городке». Немалый хронометраж в 147 минут и провокационные сцены скорее заводят «Солнцестояние» на территорию Ларса фон Триера (паралелли на лицо: от «Догвиля» с абьюзом главной героини до поднявшей бунт против человека природы из «Антихриста»), чем делают новое творение Ари Астера эксплуатационной лентой.
«Солнцестояние» начинается весьма мрачно: девушка по имени Дэни теряет всю свою семью. Её родители и сестра умирает, а бойфренд девушки по имени Кристиан, давно намеревавшийся порвать с Дэни, решает отложить разрыв на время трагедии. Тем более, у Криса есть возможность свою «возлюбленную» - их общий друг по имени Пелле, прибывший учиться в Америку из Швеции, приглашает посетить свою родную коммуну. Вместе с Крисом, Дэни и Пелле едут ещё два товарища: Джош и Марк. Понятное дело, что в деревне творится что-то нехорошее.
Астер остроумно называет свой второй фильм «произведением о разрыве». Он придумал сценарий, проходя через собственный разрыв отношений. По большому счету характеристика верная, хотя в какой-то степени «Солнцестояние» повествует о восприятии общества и их месте, причем под этим подразумеваются вовсе не ритуалы и тёмные дела культа, а место человека в современном политкорректном западном социуме. Таким образом «Солнцестояние» - искренний, однако не всегда уместный: сценарий мог работать лучше, если бы подход был более сдержанным. Смешки из аудитории кинозала во время просмотра показывают, что Астер не всегда смог создать нужный уровень тревожности, а финальная последовательность сцен затягивает в бездну не самого оптимистичного конца.
На первый взгляд «Солнцестояние» посвящен также празднику жизни в виде секса, наркотика и музыки. Герои часто употребляют галлюциногенные вещества, что искажает перспективу их восприятия. Операторская работа позволяет передать ощущения героев: есть как достойные «приходы», так и «бэд трипы», причем последних явно больше. Всё это работает на атмосферу, на страх и паранойю. Гротескные языческие церемонии воспринимаются вполне достоверно (хотя, очевидно, всё происходящее - плод фантазий), а сексуальный аспект усилен до предела.
Наивысшая сила актерской игры принадлежит в «Солнцестоянии» Флоренс Пью, молодой британской актрисе, известной благодаря «Леди Макбет», «Маленькой барабанщице» и «Борьбе с моей семьей». Она принадлежит к категории весьма эмоциональных актрис и здесь получила возможность раскрыться по полной. Джек Рейнор, имеющий мимолетное сходство с молодым и подтянутым Сетом Рогеном, играет менее сложную роль, но у него не всегда выходит.
Тем не менее, кинокартина иногда страдает с проблемами нагнетания саспенса. Хотя подход Астера заключается в том, чтобы двигать сюжет медленно, позволяя просачиваться атмосферу в душу зрителя, бывает, что натыкаешься на невидимые грани сценария. Это особенно заметно в моменты, когда персонажи достигают коммуны и знакомятся со странными ритуалами. Хотя нетрадиционный подход обладает стойкостью и после просмотра по крайней мере режиссерские решения застревают в голове.
Фильм о традициях (причем, простите за каламбур, в традициях ужасов), установленный среди бела дня, рассказывает не столько о секте и их опасностях, сколько о методичном разоблачении демонов отдельно взятого индивида. «Солнцестояние» укрепляет позиции Ари Астера на поприще режиссера модных хорроров (добавив его в компанию к Джордану Пилу, Роберту Эггерсу и Дэвиду Роберту Митчеллу), хотя, на мой взгляд, второй фильм оказался слабее дебюта из-за увлечения метафорами и отсылками к «Плетёному человеку». Познание себя, тем не менее, работает до последнего кадра: у корыстных и недалеких американцев есть своя логика, которая вполне рациональна, равно как и у шведского культа смерти. Каждый из героев что-то символизирует: Джош - науку и тягу к знаниям (за что он, в конце концов, и поплатился); Марк - бездумный гедонизм (который также и стал жертвой порока); Дэни - женственность и эмоции (раньше её никто и слушать не хотел, а в этом месте все буквально проживают её эмоции), ну, а Крис - показная мужественность, причем самым страшным его поступком оказалось равнодушие к любимому человеку... что, опять же, привело к ироничному концу для этого персонажа. И, что интересно, Астер вновь повторяет «Реинкарнацию» в этом вопросе неутомимой логики страдания: семья схлестнулась в битве с культом и коллективное бессознательное сектантства вновь одержало вверх. Присоединяйтесь к жителям затерянной в шведских лесах деревушке - и жить там будет хорошо и, наверное, совсем не надо будет умирать...
7,5 из 10 ------ До сих пор не могу отойти ------ Сходили вчера на новый фильм безбашенного Ари Астера. В отличие от других сумасшедших Астер умело притворяется обычным парнем. Ну знаете, сосед по лестничной клетке. Улыбаешься ему каждый день, а он тебе. Через месяц строишь планы о переезде в другой дом, а лучше за город.
С самого начала качество поражает - картинка, звуковой дизайн, будоражащие воображение пролеты камеры, талантливые и дезориентирующие (намеренно) переходы между сценами. У каждого кадра своя цель, свой набор эмоций и чувств, которые он призван нести. Только доходит до тебя это не сразу.
Как умелый маньяк со стажем Астер настолько мягко заманивает зрителей в свой капкан, что сопротивления нет. Все на все согласны. Все хотят узнать, что будет дальше и сидят до конца в ожидании удовлетворения.
То же самое, что режиссер сделает с героями, он сделает и со зрителем. Стандартные мысли типа «зачем этот дурак туда пошёл?» или «ну, блин, можно же было бы просто убежать!» не появятся вовсе или пропадут в процессе просмотра. Потому что это ты. Ты этот дурак. И ты сам идёшь туда, ты сам не можешь убежать.
Тревожные символы прячутся на ярком солнце и за стыдливыми смешками зала до самого конца. И это самое главное в фильме! Чувство, когда весь зал смеётся во весь голос, а через минуту на полном контрасте сидит в гнетущей тишине, не веря своим глазам, наблюдая сцены, которые невозможно представить, в которые невозможно поверить. Мозг отключается. Он больше не выдерживает этого сюрреализма. Остаётся только шок и нервные смешки, раздающиеся эхом в зале, обнажая степень психической устойчивости каждого смотрящего.
От натягивающихся как струна нервов во время сцены, в которой 10 минут ничего не происходит до тотальной разрядки на очередной вакханалии. И снова...
И снова ты думаешь, что дальше некуда, хуже некуда. Но куда хуже есть! И куда дальше находится. И будто это никогда не закончится. И оно заканчивается. Оставляя тебя в чувстве тотальной растерянности. От этого фильма невозможно получить чувство удовлетворения. Удовлетворение приходит после. Не от того, что произошло на экране, но от осознания того, что произошло с тобой во время просмотра.
Мидсоммар - праздник середины лета (дословно) в Швеции, или праздник летнего солнцестояния. Отмечается в ближайшую после 19 июня субботу. ------ Первоначально возрастной рейтинг MPAA был NC-17, но после перемонтажа он стал R. Общий объем вырезанных сцен составил более 30 минут. Позже Ари Астер принял решение выпустить режиссерскую версию, содержащую эти сцены. ------ Вдохновением для фильма послужил пережитый режиссером разрыв отношений. ------ Перед съёмками фильма режиссер изучал материалы, касающиеся древних обрядов и ритуалов викингов. ------ Актёр Джек Рейнор признался, что напился после съёмок сцены секса с его участием. ------ На настенных фресках можно увидеть многочисленные подсказки и намёки на дальнейшее развитие событий. На них даже присутствуют изображения ритуалов, описанных в сценарии, но не попавших в окончательную версию фильма.
|
Отзывы о фильме Солнцестояние